• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

СТИХОТВОРЕНИЕ "ЗІХАТЛІВЫЯ СНЯЖЫНКІ" П.СУШКО

"Использование изобразительного искусства в формировании устной речи детей"

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ - одна из наиболее важных задач педагогики на современном этапе.
читать подробнее ...

Для детей дошкольного возраста рисование - это привлекательный мир, где они могут выразить свои чувства и эмоции.

Занятия по рисованию играют большую роль в умственном воспитании ребенка, тесно связано с решением задач речевого развития:

  • обогащением словарного запаса
  • развитием связной речи
  • правильным произношением
  • умением описывать увиденное, рассказать о созданном изображении

На занятиях по рисованию дети знакомятся с новыми для них словами, учатся понимать, различать и употреблять их в активной речи

ВАЖНО!

У воспитанников в процессе изобразительного искусства работают одновременно несколько анализаторов:

  • зрительный
  • слуховой
  • тактильный

Образные сравнения, стихи, загадки помогают детям рассказать о своих рисунках, развивают образное восприятие и обогащают речь выразительными средствами.

Методические рекомендации по организации и содержанию образовательной работы воспитателя дошкольного образования в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

читать подробнее ...

Создание благоприятного психологического микроклимата
в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Психологическая атмосфера складывается из отношения к детям каждого педагога, а также взаимоотношений самих педагогов в группе. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и эмоционально положительный тон воспитателя дошкольного образования. При таком стиле поведения педагога необходимость порицания детей сводится к минимуму. Ласку, мягкость доброжелательность воспитателя не следует путать со вседозволенностью. Важно в общении с воспитанниками добиться сочетания требовательности и тонкого понимания ребенка.

Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках. Дети с проблемами в развитии зачастую ранимы, обидчивы, повышено эмоциональны. Воспитателю дошкольного образования группы для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо уметь правильно оценить состояние ребенка, его поступки, их причины; уметь сопереживать ребенку, добиваться его расположения
и взаимопонимания, а не беспрекословного подчинения.

Адаптация ребенка с общим недоразвитием речи
в коллективе

Для ребенка, начавшего посещать специальную группу, незнакомая ранее среда (распорядок дня, помещение, дети, педагоги, занятия) требует адаптации. Ребенку трудно перестроиться, привыкнуть к новой обстановке. У некоторых детей нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Может наблюдаться ежедневный невротический плач по утрам, невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность. Привыкание при спокойной, комфортной обстановке в группе, доброжелательном мягком отношении педагогов проходит безболезненно для ребенка. В случае затянувшегося периода адаптации, когда посещение группы превращается для ребенка и его родителей в мучение, следует обратиться за помощью к психологу дошкольного учреждения.

Функции воспитателя дошкольного образования в группе
для детей с тяжелыми нарушениями речи

Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:

  • речевыми нарушениями;
  • неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);
  • особенностями личности воспитанников.

Выбор индивидуальных мер воздействия на ребенка

Воспитатель часто сталкивается с нестандартным поведением ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении со взрослыми и т.д.). Использование традиционных методов в подобных случаях безрезультатно. Педагог должен понимать, что негативизм (противодействие просьбам) обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление.

Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное  занятие. Важно учитывать, что  бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребенку будет способствовать  преодолению речевого нарушения.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса
детей в процессе всех режимных моментов

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется  широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня  (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка. Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель  спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных  упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели  четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

Систематический контроль за поставленными звуками
и грамматической правильностью речи детей

Воспитателю дошкольного образования необходимо внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись педагогом корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются
по ходу ответа, от ребенка следует добиваться проговаривания правильного варианта.

Требования к речи воспитателя дошкольного образования группы
для детей с тяжелыми нарушениями речи

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ТНР, является важным источником, из которого воспитанники получают образец родного языка, культуры речи.

Анализ педагогической литературы и практический опыт показывают, что в речи воспитателей встречаются следующие недостатки:

  • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо [ево];
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки!  Катенька, убери чашечку со столика!);
  • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.

Воспитателю дошкольного образования необходимо:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • четко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм, правильно ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи: силу голоса, темп, логические ударения, паузы;
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  • связно и в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учетом возраста ребенка и уровня его речевого развития;
  • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Организация и содержание коррекционной работы воспитателя в группе
для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи коррекционной работы воспитателя в группе
для детей с тяжелыми нарушениями речи

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Это:

  • развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей 
  • с речевыми нарушениями;
  • развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
  • совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики у детей;
  • автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;
  • уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
  • закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической речи у воспитанников;
  • закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза;
  • подготовка детей к письму, формирование графических умений;
  • устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;
  • сочетание всех видов деятельности дошкольников  с развитием и коррекцией речи;
  • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на специально организованных занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.

Воспитатель решает общеобразовательные задачи и формирует необходимый объем знаний во время наблюдений на прогулках, во время экскурсий, при ознакомлении с окружающим миром
и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса у детей, развивает элементарные математические представления, обучает детей изобразительным навыкам рисования, лепки, аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает, как лучше обратиться к товарищу, что сказать.

Воспитатель дошкольного образования принимает активное участие в подготовке детей к логопедическим занятиям. При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.

Формирование речи, закрепление и усвоение речевых навыков проводится воспитателем и во время режимных моментов: одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой, в процессе наблюдений на прогулке, во время игр, утренников, досугов и развлечений. При этом воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.

Организация деятельности
воспитателя дошкольного образования на занятиях

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе обуславливают необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены для нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены два вида занятий:

  • коррекционно-развивающие занятия
  • общеобразовательные занятия

Учитель-дефектолог проводит следующие виды коррекционно-развивающих занятий:

  • занятия по формированию звуковой стороны речи (подгрупповые);
  • занятия по развитию речи и культуре речевого общения (подгрупповые)
  • занятия по обучению грамоте (подгрупповые);
  • индивидуальные логопедические занятия.

Воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий:

  • ребёнок и общество, ребёнок и природа;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • искусство: рисование; лепка; аппликация; конструирование; сенсорика;
  • игра (сюжетно-ролевая и дидактическая), физкультурные занятия (может проводить руководитель по физической культуре).

Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель.

Педагог-психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления, личности и формированию навыков общения.

Количество занятий меняется в зависимости от года обучения и периода обучения.

Построение коррекционных занятий воспитателя опирается на ряд методических правил:

Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения

Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии

Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.

Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одно плановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.

Обеспечение занятия наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту, эстетичность, современность.

Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей.

Обеспечение индивидуального подхода на фоне коллективной работы на занятии

Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий следует также учитывать и общепедагогические требования:

  • вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
  • невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к объектам наблюдения;
  • демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;
  • замечания делать в корректной форме.

Для проведения занятий группа делится на две подгруппы: I подгруппа занимается с учителем-дефектологом в логопедическом кабинете, II подгруппа в то же время – с воспитателем в групповой, после чего подгруппы меняются местами. На следующий день воспитатель сначала занимается с I подгруппой, а учитель дефектолог – со II. Деление на подгруппы осуществляется по результатам комплексного обследования поступивших в группу детей.

Существует две точки зрения по вопросу объединения детей в подгруппы:

Деление по принципу: «подгруппа с более высоким уровнем развития речи» и «подгруппа с более низким уровнем развития речи». Такой подход позволяет дифференцированно преподносить детям материал занятий, предлагать каждой из подгрупп свои дополнительные коррекционные и развивающие задания. Однородность группы позволяет добиваться активности всех детей на занятии.

Деление по принципу «смешанных подгрупп» - в каждой подгруппе объединены дети с различными уровнями речевого развития. Такой подход позволяет на любом этапе коррекционной работы объединять на занятия детей с разными уровнями активной и пассивной речи. Правильные ответы детей с более высоким уровнем речевого развития являются образцом для всех остальных детей подгруппы.

Иногда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи при делении детей на подгруппы основываются на возрастном принципе, объединяя детей по возрасту и не учитывая особенности их общего и речевого развития. Как показывает практика, такой подход
не способствует успешной организации коррекционной работы.

На протяжении учебного года допускается перевод детей из одной подгруппы в другую, но не предусмотрен перевод детей в другую специальную группу того же дошкольного учреждения.

При организации и проведении занятий воспитателю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи ограничен. Поэтому важно на занятии четко выделять цель и осуществлять ее реализацию использованием эффективных методов обучения.

Скорость восприятия учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.

Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи
и культура речевого общения – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.

Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

 

Обязанности воспитателя

Это актуально всегда!
читать подробнее ...

Обязанности воспитателя дошкольного образования 
при приеме детей в группу учреждения дошкольного образования

Ежедневный утренний прием детей проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Обязанности воспитателя дошкольного образования
при организации питания

Воспитатели помогают детям кушать, используют в процессе организации питания художественное слово, совсем маленьких детей – докармливают.

Обязанности воспитателя дошкольного образования
при работе
в группе в течение дня

Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.

Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет карту наблюдений.

Регулярно информирует руководителя учреждения и медицинскую сестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает медицинской сестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.

С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями. Совместно с музыкальным руководителем и руководителем по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.

С детьми второго и третьего года жизни занятия физическими упражнениями проводят по подгруппам воспитатели 2-3 раза в неделю. Занятия в детском саду с детьми второго года жизни проводят в групповом помещении, с детьми третьего года жизни – в групповом помещении или в физкультурном зале.

Обязанности воспитателя дошкольного образования
при организации сна в группе учреждения дошкольного образования

Детей с трудностями в засыпании и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше.

Во время организации сна воспитанников, присутствие воспитателя (или помощника воспитателя) в спальне обязательно! 

Обязанности воспитателя дошкольного образования
при проведении прогулки на территории учреждения образования

Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения учреждения.

На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству и уборке территории согласно программе своей возрастной группы.

Обязанности воспитателя дошкольного образования
в завершении рабочего дня

При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.

Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.

Кроме этого, в обязанности воспитателя входит планирование образовательной деятельности, отчетность, повышение квалификации и взаимодействие с сотрудниками учреждения дошкольного образования и родителями:

Воспитатель дошкольного образования выполняет требования  руководителя, врача, заместителя заведующего по основной деятельности, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

Своевременно и четко ведет документацию установленного образца.

Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.

Участвует  в педагогических советах учреждения, методических объединениях в районе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, принимает участие в праздниках.

Сотрудничает с родительской общественностью  по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному участию в жизни учреждения дошкольного образования. Своевременно ведет консультативную работу с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации учебной программы. 

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Повышение уровня информационной культуры педагогических работников и эффективности использования информационных коммуникативных технологий в образовательном процессе

Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольного учреждения, что сказывается на повышении эффективности его деятельности. В этом случае инновационные процессы в рамках дошкольного образования выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ребенка.

читать подробнее ...

В образовательной практике для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности детей дошкольного возраста.

Одно из главных условий использования ИКТ в образовательном процессе дошкольного учреждения — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для детей дошкольного возраста, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности маленьких детей и особенности диагностики образовательной деятельности в учреждении дошкольного образования.

Приобщение детей дошкольного возраста к ИКТ может идти разными путями, но при этом важным является целенаправленное развитие информационной культуры детей, умеющих добывать знания и использовать их в своей повседневной жизни. В связи с этим необходимым условием внедрения ИКТ в систему дошкольного образования является формирование у педагогов как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры.

ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере». Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет интенсифицировать и облегчить его труд, появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности. Для педагогов информационно-коммуникационные технологии обладают следующими возможностями по использованию их в образовательном процессе:

  • Стимулирование интереса к учебной деятельности у детей дошкольного возраста;
  • Постоянное повышение профессионального уровня педагогов;
  • Увеличение выбора средств, форм и темпа изучения;
  • Использование бесплатных образовательных ресурсов и программ информационно-образовательного пространства.

На сегодня информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании используют немногие педагоги дошкольных учреждений, прошедшие специальную подготовку. Эта проблема активно решается на всех уровнях образования.

Система работы по формированию ИКТ-компетентности у педагогов должна быть направлена на приобретение нового средства профессиональной деятельности, т. е. на освоение значимых для педагогической деятельности средств, техник, методов и технологий. Стимулировать повышение мотивации педагогов к самопознанию, наращиванию своего личностного, общекультурного, профессионального потенциала.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, показ слайдов, музыка и т. п.), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации объектов и явлений в динамике. Владение педагогами информационно-коммуникационными технологиями позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с воспитанниками в непосредственной образовательной деятельности.

Информационно–коммуникационные технологии как феномен современного образования позволяют современному педагогу модернизировать образовательный  процесс и обладают качественным преимуществом воспитателя дошкольного образования перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий. Таким образом, формирование ИКТ-компетентности у педагогов учреждения дошкольного образования помогает чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

 

Методыка правядзення заняткаў па развіццю беларускага маўлення

Родная мова – гэта першая крыніца,
праз якую мы пазнаем жыцце
і акаляючы нас свет.
Я.Колас

читать подробнее ...

Родная мова з’яўляецца значным сродкам засваення дзецьмі культуры свайго народа, фарміравання  пачуцця нацыянальнай годнасці. Н.С. Старжынская адзначае, што “навучанне роднай мове ў Беларусі ажыццяўляецца ў спецыфічнай сацыялінгвістычнай сітуацыі, якую можна характаразаваць, як руска – беларускае роднаснае двухмоўе”,  дзе беларуская мова толькі пачынае займаць месца, якое ей належыць па праву.

На занятках па развіцці маўлення вырашаюцца наступныя задачы:

  • развіцце звязнага маўлення
  • выхаванне гукавой культуры маўлення
  • узбагачэнне, удакладненне і актывізацыя слоўніка
  • фарміраванне граматычнага ладу маўлення

Методыка навучання звязнаму маўленню павінна асноўвацца на прынцыпе маўленчага дзеяння. Трэба памятаць, што не ўсякае вымаўленне гукаў, слоў, сказаў, нават цэлых тэкстаў або разыгрыванне гатовых дыялогаў з’яўляецца маўленнем. Фразы, якія вымаўляе дзіця на беларускай мове, будуць вынікам маўленчага дзеяння толькі пры наступных умовах: належнасці ўнутранага матыву дзейнасці (чаму яму трэба гэта сказаць), мэты (дзеля чаго трэба гэта сказаць, што атрымаецца ў выніку), думкі (які змест трэба перадаць словамі). Дзіця павінна самастойна адабраць словы, якія найбольш дакладна перадаюць яго думку, змяніць іх у адпаведнасці з правіламі беларускай граматыкі, пабудаваць сказ. Такім чынам, навучальны працэс трэба будаваць так, каб дзеянні дзяцей у кожны момант навучання былі сапраўды маўленчымі.У сістэме працы па развіццю мовы дзяцей  важную ролю іграе нагляднсць. Серыя карцін дае магчымасць у нагляднай форме прадэманстраваць агульную  структуру, пабудову апавядання, сфарміраваць элементарныя веды, уяўленні аб сюжэце, яго развіцці, аб кампазіцыі апавядання. Серыя карцін выступае ў якасці своеасаблівай схемы, мадэлі структуры апавядальнага тэксту, што спрыяе развіццю ў дзяцей большай усвядомленнасці пры пабудове свайго расказу. Сутнасць асноўнага прыему, які спрыяе правільнай пабудове апавядання, у наступным: кожнае дзіця  раскладвае набор карцін, расказвае, дае загаловак тэксту.  Гэта дапамагае дзецям  адчуваць  логіку  расказу, разумець структуру звязнай мовы, развівае ўяўленне  і творчую дзейнасць.

У сярэдняй групе  ідзе работа над развіццем дыялагічнай мовы, дзеці вучацца расказваць пра цацку (прадмет), пераказваюць кароткія літаратурныя творы.

У старэйшай групе  вучаць дзяцей складаць апавяданні з асабістага вопыту, прыдумваць апавяданне або казку па ўзору, які дае выхавальнік, практыкуецца складанне апавяданняў па набору казак. Пры разгляданні малюнка дзеці расказваюць не толькі пра тое, што бачаць, але і прыдумваюць падзеі, якія папярэднічаюць адлюстраваным або адбыліся пасля іх. Фарміраванне навыкаў апавядальнага маўлення адбываецца ў гульнях тыпу “Хто ведае, хай далей працягвае”. У іх выхавальнік прапануе дзецям логіка- сінтаксічныя схемы апавяданняў у выглядзе пачатку сказаў. Дзеці даюць розныя варыянты працягу кожнага з іх. З мэтай развіцця маналагічнага маўлення шырока выкарыстоўваюцца дыдактычныя гульні з прадметамі “Магазін”, “Апішы прадмет”, з малюнкамі “Пошта”, “Апішы малюнак”,  слоўныя дыдактычныя гульні “Поры года”, “Дзе мы былі” і інш.

Работа над выхаваннем гукавой культуры маўлення мае некалькі напрамкаў:развіцце артыкуляцыйнага апарату, фарміраванне  правільнага вымаўлення слоў у адпаведнасці з моўнымі нормамі, развіцце моўнага выдыху, адпрацоўка інтанацыйнай выразнасці маўлення, развіцце слыхавой увагі, фарміраванне фанематычнага і моўнага слыху. Выхаванцаў другой малодшай групы неабходна вучыць правільна вымаўляць усе галосныя гукі і большасць зычных. Адпрацоўка вымаўлення больш простых гукаў рыхтуе моўны апарат да авалодвання больш складанымі па артыкуляцыі гукамі. У дзяцей фарміруецца ўменне чуць асобныя гукі ў словах. Шмат увагі ўдзяляецца  на развіцце моўнага дыхання, уменне рэгуляваць гучнасць вымаўлення.
У сярэдняй групе дзеці авалодваюць правільным вымаўленнем шыпячых, свісцячых, санорных гукаў, а таксама гукаў дж, ф. у старэйшай групе замацоўваюцца папярэдне набытыя навыкі правільнага вымаўлення ўсіх гукаў, працягваецца работа па развіццю моўнага дыхання, інтанацыйнай выразнасці маўлення, уменне рэгуляваць сілу голасу, хуткасць мовы.

Адначасова ў старэйшай групе развіваецца фанематычны слых дзяцей. Фарміраванне гукавымаўлення дашкольнікаў уключае тры этапы: падрыхтоўка артыкуляцыйнага апарату, удакладненне вымаўлення гука, замацаванне вымаўлення гука ў словах і фразах.

Слоўнік дашкольнікаў фарміруецца ў цеснай сувязі з работай па ўзбагачэнню іх ведаў і ўяўленняў аб прадметах і з’явах рэчаіснасці. Своечасова засвоены слоўнік, які абапіраецца на канкрэтныя ўяўленні, значна павышае ўзровень моўнага развіцця  дзіцяці, удасканальвае культуру зносін. Слоўнікавая работа накіроўваецца  на пашырэнне актыўнага слоўніка дзяцей
і дасягнення правільнага разумення  слоў на аснове паглыблення ведаў і ўяўленняў аб навакольным свеце.  Звяртаецца вялікая ўвага на вылучэнне істотных якасцей і ўласцівасцей прадметаў і з’яў, правільнае абазначэнне іх адпаведнымі словамі. Праводзіцца работа  па фарміраванню  абагульняючых паняццяў, іх удакладненню.

Узбагачэнню і ўдакладненню слоўніка дашкольнікаў спрыяюць розныя прыемы:

  • паказ прадмета і ягоназванне, выкарыстанне выхавальнікам новага слова ў спалучэнні са знаемымі словамі, актыўныя дзеянні выхаванцаў па абследаванню прадметаў (успрыманне  на слых, смак, навобмацак) і называнне іх  якасцей і ўласцівасцей;
  • параўнанне  падобных прадметаў (кубак і шклянка, шуба і паліто); 
  • даручэнні (пакажы, прынясі, знайдзі), якія патрабуюць у адказ дзеянняў дзіцяці і інш.

Прыемы. Актывізацыі слоўніка садзейнічаюць пытанні выхавальніка аб прадметах і з’явах, іх якасцях, дзеяннях;  дагаворванне слоў пры слуханні знаемых вершаў, казак; даручэнні, якія патрабуюць  ад дзяцяці славеснага адказу, дыдактычныя практыкаванні і інш.

З мэтай фарміравання ўмення  карыстацца абагульняючымі словамі ў гульнявых сітуацыях, у штодзенным жыцці дзецям прапануюцца заданні на падбор прадметаў адной радавой катэгорыі, называнне іх.

Пры азнаямленні з антонімамі дзяцей вучаць параўноўваць прадметы, іх прыметы, якасці. Уменнем падбіраць сінонімы  дашкольнікі авалодваюць  у ходзе  практыкаванняў, якія патрабуюць змяніць слова ў словазлучэннях або сказах, падбіраючы найбольш дакладнае, прыгожае. Асаблівая каштоўнасць актыўнага выкарыстання сінонімаў і антонімаў крыецца ў тым, што ў мове дзяцей адбываецца актывізацыя прыметнікаў і дзеясловаў.    

Фарміраванне граматычных навыкаў дашкольнікаў  накіравана на засваенне правілаў ужывання граматычных катэгорый. Выхавальнік практыкуе дзяцей у правільным дапасаванні слоў у родзе, ліку, склоне, разуменні і ўжыванні прыназоўнікаў у, над, на, пад, за, да, ад, з. Ужыванне   прыназоўнікаў з’яўляецца паказчыкам засваення прасторавых  адносін. Дашкольнікаў вучаць ужываць назвы знаемых прадметаў  у правільнай форме: множным ліку, давальным склоне, месным склоне і інш.  Ставіцца задача – навучыць дзяцей утвараць і актыўна выкарыстоўваць прыналежныя і параўнальныя прыметнікі, звяртаць увагу на правільнае ўжыванне  форм загаднага ладу дзеясловаў, розных форм дзеясловаў есці, даць, хацець.

У сярэдняй групе нямала месца займае работа па ўтварэнню назваў дзіцянят жывел, назваў прадметаў посуду, парадкавых лічэбнікаў. Звяртаецца ўвага на розныя спосабы ўтварэння некаторых груп слоў.

У старэйшай групе працягваецца работа па навучанню дашкольнікаў словазмяненню і словаўтварэнню. Дзеці вучацца выкарыстоўваць розныя суфіксы для ўтварэння назваў жывел, прафесій, ужываць формы слоў са значэннем адзінкавасці (бульбіна, цыбуліна), складаць словы на падставе двух простых (доўгія вушы – даўгавухі). Найбольш эфектыўным метадам фарміравання граматычных уменняў з’яўляюцца дыдактычная гульня з цацкамі, малюнкамі, прадметамі. Гэта гульні на ўжыванне назоўнікаў у родным склоне (Чаго не стала?, Чаго больш?), назоўнікаў з прыназоўнікамі (Дзе Каця?), на ўжыванне дзеясловаў у прошлым і будучым часе (Учора і заўтра), на ўжванне прыналежных прыметнікаў (Чыя рэч?). У дзяцей узбагачаецца  і ўдакладняецца сінтаксічны бок маўлення. Асновай паўнацэннага развіцця сінтаксісу маўлення з’яўляецца ўменне назіраць, вылучаць у прадметах і з’явах галоўнае, істотнае, выяўляць разнастайныя адносіны паміж імі – прычынна – следчыя, часавыя. Карысным з’яўляецца прыем дагаворвання дзецьмі сказаў са знаемых казак, вершаў

Нельга вывучыць родную мову пад прымусам, яна павінна ўвайсці ў сэрца і думкі дзяцей непрыкметна, легка. А для гэтага выхавальніку неабходна спалучаць разнастайныя формы работы, якія б не прымушалі дзіця завучваць, а падштурхнулі да свядомага жадання  запомніць новае слова, яскравы паэтычны радок, падзяліцца радасцю свайго адкрыцця з сябрамі, бацькамі. 

Интегративные качества дошкольника

Мы живем в то время, когда окружающий нас мир активно меняется… 

И система образования не остается в стороне от перемен, в настоящее время она также претерпевает изменения и активно обновляется.

читать подробнее ...

Современная система дошкольного образования постепенно уходит от учебно-дисциплинарной системы воспитания, становится более ориентированной на личность ребенка.
Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия.

Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

Что включают в себя интегративные качества?

Посещая учреждение дошкольного образования, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.

Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятие не предполагают, унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками.

Как развиваются интегративные качества?

Интегративные занятия включают в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты.

Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения,
не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы.

Использование принципов интеграции  помогает сделать обучающие занятия интересными, стимулируют дошкольников проявлять инициативу, выстраивать логические цепочки, активно познавать окружающий мир, находить причины и следствия событий и поступков, планировать свои дальнейшие действия, активно общаться. Интересная игровая форма занятий поддерживает внимание дошкольника на высоком уровне, не позволяя ему заскучать и отвлечься.

Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре.

Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход
из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

С целью оценки развития интегративных качеств дошкольников необходим их периодический мониторинг. В специальных бланках отмечают уровни развития интегративных качеств каждого ребенка, что позволяет
в дальнейшем скорректировать образовательный процесс. 

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Использование средств мультипликации в преодолении общего недоразвития речи

читать подробнее ...

К числу важнейших задач работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи относится формирование у них связной монологической речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у таких детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы-фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью, как звуковой, так и смысловой сторон речи. Следует отметить огромное влияние неполноценной речевой деятельности на формирование сенсорной и интеллектуальной сферы. Для детей с ТНР характерны низкий уровень развития основных свойств внимания и памяти, низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности (Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Л.С. Волкова и др.). Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в восприятии учебного материала.

Процесс нормализации речи необходимо строить с учетом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи; принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Связь речи с другими сторонами психического развития, раскрывающими зависимость формирования отдельных речевых компонентов от состояния других психологических процессов, лежит в основе воздействия на психологические особенности детей с ТНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности (Р.Е. Левина).

Поиск новых, более эффективных способов обучения на современном этапе связан с широким использованием в работе ТСО и средств мультипликации. Такие способы усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость мультипликационных фильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывают у детей различные эмоциональные переживания и благоприятно влияют на познавательную деятельность, обогащают ее чувственную основу.

Мультипликационные фильмы можно использовать для занятий по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Просмотр мультипликационных фильмов можно осуществлять, как непосредственно на занятиях по развитию речи (целиком или фрагментарно), так и во второй половине дня.

     Мультипликационные фильмы,
используемые при прохождении  
 лексических тем

 Лексическая тема

Дата

Мультфильмы

1.

«Осень»

«Овощи»

«Фрукты»

«Ягоды»

«Грибы»

16.09 - 22.09

Мышонок и красное солнышко. Осенние

Веселый огород

Молодильные яблоки. Мешок яблок. Яблоко.

Дудочка и кувшинчик.

Под грибом. Дудочка и кувшинчик

2.

«Мой любимый детский сад»

23.09 – 27.09

Стойкий оловянный солдатик. Необыкновенный матч. Щелкунчик.

3.

«Мир волшебных слов и добрых дел» 

28.09 - 5.10

Золушка

4.

«В здоровом теле – здоровый дух» 

6.10 – 11.10

Шайбу-шайбу. Необыкновенный матч. Нехочумба.

5.

«В мире предметов»

«Мебель»

«Посуда»

12.10 – 20.10

Три медведя.

Федорино горе.

Маша и Медведь

6.

«Моя Родина. Моя страна.

Моя планета»

21.10 – 4.11

Тайна третьей планеты.

7.

«В мире прекрасного» 

5.11 – 12.11

«Снежная Королева»

8.

«Моя безопасность» 

13.11 – 20.11

Дядя Степа милиционер.

9.

«Я и моя семья»

21.11 – 29.11

Аленький цветочек. Приключения домовенка Кузи.

Дядя Федор Пес и кот.

10.

«Родной свой край люби и знай»

1.12 – 10.12

Таежная сказка. Храбрый олененок.

11.

«Новый год» 

11.12 – 24.12

Новогодняя сказка. Когда зажигаются Елки.

12.

Каникулы 

25.12 – 31.12

Приключения Буратино.

13.

«Зима. Зимние праздники и развлечения»

 

«Животные зимой»

«Дикие животные» 

«Домашние животные»

«Зимующие птицы» 

9.01 – 31.01

Снегурочка. Снеговик-почтовик. Зимняя сказка. Мороз Иванович. Серебряное копытце

Зимовье зверей. Зимняя сказка.

Лесные путешественники. Хвосты. Волк и лиса. Теремок. Маша и медведь. Крошка-енот. Чудесный колокольчик. Крашеный лис. Волчище — серый хвостище. 

Кошкин дом.. У страха глаза велики. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Котенок. Чудо-мельница. 

Растрепанный воробей. Возвращение блудного

Попугая. Серая шейка

14.

«Труд взрослых» 

1.02 – 10.02

Волшебная птица. Каштанка.

15.

«Мой папа самый лучший. Защитники Отечества» 

11.02 – 23.02

Сказка о солдате.

16.

«Мир женщины»

 

24.02 – 8.03

«Мамины загадки»

17.

«Народная культура и традиции»

9.03 – 23.03

Волшебная птица. Летучий корабль.

18.

«Неделя детской книги и театра»

24.03 – 31.03

«Золушка»

19.

«Транспорт»

1.04 – 9.04

Паровозик из Ромашкино Кот Леопольд - Автомобиль кота Леопольда

Чунга-чанга

20.

«Я познаю мир. Путешествие в космос»

10.04 – 12.04

Белка и Стрелка: Лунные приключения

 

21.

«Весна»

«Перелетные птицы»

13.04 – 27.04

Снегурочка. На масленице

Серая шейка. Аист. Высокая горка. Дюймовочка.

22.

«Мир важней всего на свете. Праздник победы»

28.04 – 9.05

Мультфильм про Великую отечественную войну Мультфильм "Легенда о старом маяке"
23.

«Вот как много мы узнали» 

10.05 – 19.05

Вовка в тридевятом государстве.

24.

«Встречает лето вся планета»

«Цветы» 

«Насекомые» 

«Школа»

20.05 – 31.05

Дед Мороз и лето. Радуга.

Чудесный колокольчик. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик

Муха-Цокотуха. Как муравей домой спешил.

Муравьишка-хвастунишка.

В стране невыученных уроков. Вовка в тридесятом царстве.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда через эмоциональную сферу удается сформировать у ребенка познавательный интерес к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Быстрым темпом входят в нашу повседневную профессиональную жизнь различные компьютерные технологии. Это дает огромные возможности для создания различных инновационных проектов, которые широко используются в работе с детьми.

На повестке дня, процесс создания мультфильма собственными силами при участии детей! Именно детская мультипликация является универсальным видом творческой деятельности, отвечающая требованиям современных образовательных стандартов. В процессе работы ребёнок имеет возможность выступить в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора, внести свой уникальный вклад в общее дело.